Оценка бизнеса необходима всем

otsenka-biznesaВ России появилось много предприятий с различными формами собственности. Каждый предприниматель задает много вопросов, одним из которых является оценка бизнеса.  Развитие рыночной экономики подразумевает то, что оценивание бизнеса будет проводиться на качественном уровне. Оценка бизнеса помогает сложным и простым структурам развиваться, увеличивая производительность и эффективность.Больше 10 лет оценка бизнеса помогает принимать стратегические решения многим предприятиям. Без понимания того, как проводится оценка бизнеса, нет возможности понять, как функционирует экономика не только в России, но и на всей планете.

Определение

До начала совершения сделки и продавцу, и покупателю желательно знать реальную стоимость бизнеса. Окончательная цена становится известной после завершения сделки. Ещё никому не удалось разобраться в том, какие принципы помогают определить корректную стоимость собственности. В процессе переговоров стоимость складывается из мнений продавцов и покупателей. Эта величина является целью оценщика. В процессе работы специалист определяет либо рыночную стоимость, либо стоимость другого типа. При этом бюро оценки бизнеса или конкретный человек разбирают данные, которые поступили от владельца бизнеса, внешних источников, общего положения на рынке. Как только оценивание бизнеса произошло, делается расчет на стоимость затрат по созданию объекта, получаемый доход и риски. Итоговая информация оценки бизнеса может быть равна стоимости сделки, а может и отличаться. Оценивание бизнеса отличается в тех случаях, когда продавцы и покупатели ставят разные цели.

Тем не менее, оценивание стоимости бизнеса не должна сильно разниться. Результат всегда находится в промежутке от реальной рыночной цены и цены, как товара. Вот почему оценивание стоимости бизнеса всегда делается на определенную дату. Бюро оценки бизнеса проводят вычисления стоимости в денежном выражении. Задачи предприятия всегда решаются через процесс. Оценщик делает свою работу, исходя из определенной цели. Процессы оценки предприятия всегда содержат похожие этапы:

  • Постановка цели оценивания;
  • Сбор и обработка данных;
  • Ориентация на принципы оценивания;
  • Калькуляция стоимости;
  • Подсчет итогов;
  • Согласование итогов.

Эти принципы не следует игнорировать при оценивании бизнеса. Импровизированные методы всегда приводят к искаженному результату. Процесс оценивания бизнеса – это всегда методы оценивания, реализованные в некоторой последовательности. Любые методы оценивания бизнеса преследуют свои цели. Оценщик рассчитывает стоимость, ориентированную на цели оценивания. Например, когда методы оценивания применяются перед сделкой, то цели ориентированы на рыночную стоимость, когда стоит вопрос ликвидации предприятия, то оценщик применяет методы оценивания предприятия, ориентированные на подсчет ликвидационной стоимости.

otsenka-biznesa

Все подходы к оцениванию бизнеса нацелены на количественные подсчеты, калькулирующие стоимость собственности в денежном выражении. Поэтому все показатели, ориентированные на цели и задачи оценивания, описываются только в деньгах, независимо от типа собственности бизнеса. При этом стоимость предприятия всегда привязывается к конкретному состоянию рынка. Оценщик не связывает цели и задачи механизма оценивания предприятия только с исчислением цен строительства объекта и его прибыли, также он руководствуется данными таких рыночных показателей, как:

  • Конъектура рынка;
  • Стратегия конкуренции;
  • Положение бизнеса на рынке;
  • Среда обитания;
  • Риски бизнеса;
  • Средняя доходность;
  • Стоимость аналогов;
  • Состояние отрасли.

В цели и задачи всегда подключается время, поэтому оценщики часто меряют интервалы доходов. Продолжительность интервалов сильно влияет на стоимость, так как происходит дисконтирование бизнеса. Важно понимать, что методы оценивания предприятия должны применяться постоянно. Риски подразумевают, что доходы предприятия имеют непостоянный характер, ведь вне зависимости от того, какие имеет задачи и цели предприятие, оно может быть и убыточным.

Таким образом, результатом оценивания бизнеса является стоимость, которую лучше представлять в одной валюте, чтобы избежать погрешностей. Цели и задачи оценки по стоимости ориентируются на многие факторы. Тем не менее, методы оценки по качеству ориентируются только на затраты. Методы и принципы оценки рассматривают экономический имидж:

  • Положение на рынке;
  • Время;
  • Риски;
  • Конкуренция.

Оценщик активно пользуется в расчетах стратегией фирмы. Именно такой метод помогает определить реальную рыночную стоимость, в отличие от простого бухгалтерского. Этот подход анализирует время, риски, неосязаемые активы, будущие денежные потоки. Ориентация на рыночный механизм выявления стоимости дает реальные цифры. Рыночный подход опирается на комплексные данные. Рыночный подход использует данные в оценке, которые наводят на методы увеличения эффективности и стоимости. Постоянные процедуры оценки, которые задействуют новейшие методы, решают задачи и цели контролирования рисков. Бизнес надежно защищает себя от банкротства и убытков.

Рыночные принципы сокращают издержки. Если бы собственники пытались сами оценить имущество, то этот подход ударил бы сильно по их карману. Нужно бы было покупать собственное оборудование и учебные материалы. Профессионалы применяют испытанные методы, ориентированные на эффективные принципы оценки. Также существуют налаженные связи с другими специалистами. По этим причинам мероприятия оценки всегда отдаются профессиональным организациям. Инвесторы заключают договора с бюро оценки бизнеса, где содержатся все задачи и цели мероприятий. Риски неправильной оценки лежат на плечах исполнителей. Оценивание бизнеса имеет далеко идущие последствия и регулируется государством.

Элементы оценки

Субъектами оценки являются юридические и физические лица, бюро и государство, которые применяют подходы к оценке предприятия. Здесь можно перечислить:

  • Исполнительная власть Российской Федерации;
  • Оценщики;
  • Объединения специалистов по оценке;
  • Заказчики мероприятий по оценке;
  • Покупатели мероприятий по оценке.

Законами Российской Федерации устанавливаются отношения между субъектами оценки. Мероприятия могут проводить и физические лица. Исполнительная власть организует порядок проведения оценки через нормативные документы. Чтобы не было сильных погрешностей, исполнительная власть вызывает для консультаций профессионалов оценки. Потребителем может выступать не только частное лицо, но и государство. Например, подход оценки налогообложения не всегда устраивает исследуемые компании. Ответственность за достоверность результатов ложится на плечи не только оценщика, но и собственника, таковы принципы работы в данном случае. Закон устанавливает объекты оценки:

  • Материальные объекты;
  • Всё имущество;
  • Права на собственность;
  • Работа, информация и услуги;
  • Иные объекты права.

Существуют некоторые принципы в зависимости от специфики объектов:

  • Основные средства;
  • Нематериальные активы;
  • Недвижимость.

В основном используют подходы в оценке предприятия недвижимости.

Бизнес

Вне зависимости от того, затратный или доходный метод применяется, всегда все силы направлены на сам бизнес. Затратный способ принимает к оценке издержки, а доходный – прибыль предприятия. И затратный, и доходный способы рассматривают предприятие, как обладателя гражданских прав, в результате чего и требуются методы оценки. Затратный и доходный способы проверяют всё имущество, которое работает на цели и задачи собственника. Доходный и затратный способы оценивают предприятие с позиции всего капитала и отдельных его частей, ведь в структуре находятся цеха, подразделения и коммуникации. Особенный подход используется при оценке различных форм собственности: отдельный подход применяется к холдингам, свой поход – к финансово-промышленным группам. Для точной работы подходы к оценке предприятия исследуют все потоки предприятия. Расчет стоимости учитывает определенные юридические права. Оценщики обязаны рассчитывать стоимость имущества и эффективность прироста стоимости.

otsenka-biznesa

Каждый подход ориентирован на капитал в структурах предприятия. Также капитал рассматривается, как часть предприятия. Владелец имеет прямой подход, так как может продавать, дарить или завещать имущество.  Если определенный подход к бизнесу не приносит денег, то следует продавать предприятие. Тогда новый собственник может применить другой подход и вывести бизнес в плюс. Но чтобы разработать новый рыночный подход, нужно сделать определенные затраты. Продуктивность дела и издержки на его организацию образуют стоимость, которая рассчитывается оценщиками. В таком случае предприятие рассматривается, как особенный товар. Его стоимость всегда зависит от того, какой подход оценки применяется в конкретный момент времени. Предприятие обладает инвестиционным характером, так как в него вкладываются денежные средства с целью получения доходов. Так как размер прибыли тяжело определить в будущем, то собственник закладывает некоторые риски. Подход, который определяет будущую стоимость предприятия, определяет его рыночную стоимость.

Бизнес не всегда продается целиком, иногда торгуются его части. В таком случае оценивание бизнеса проводится по стоимости его составных элементов, так и появляется конструктивный подход. Неустойчивость экономики всегда ведет к нестабильности бизнеса, поэтому важно применять подход постоянного оценивания стоимости. Государство всегда участвует в регулировании предприятий, так как это влияет на всю экономику России. Тем не менее, правительству выгодно влиять на сделки, особенно когда речь идет о государственных долях в предприятиях.

Виды стоимостей

Любой оценщик, какой бы подход он ни использовал, ориентируется на конкретные цели оценки. Правильно выбранная цель определяет оптимальный подход расчета стоимости. Клиент же принимает решение на основе того, какой результат принесли подходы к оценке бизнеса. В реализации оценки заинтересованы контролирующие органы, органы управления, банки, страховщики, налоговая. Поэтому во время мероприятий оценки определяются следующие цели:

  • Рост эффективности;
  • Акции на фондовом рынке;
  • Принятие инвестиционных решений;
  • Продажа или покупка предприятия;
  • Определение доли собственников;
  • Реструктуризация предприятия;
  • Определение плана развития;
  • Определение кредитоспособности;
  • Страхование;
  • Определение методов налогообложения;
  • Управленческие решения;
  • Инвестиции в развитие.

Точность оценки напрямую зависит от того, какие установлены цели и задачи, какие выбраны при этом методы оценки и методы определения выводов. Каждый подход в работе дает свой результат. Всего различают десять видов стоимости:

  • Рыночная;
  • На ограниченном рынке;
  • Замещения предмета оценки;
  • Повторного строительства;
  • При текущей эксплуатации;
  • Инвестирования;
  • По налогообложению;
  • Ликвидации;
  • Утилизации;
  • Конкретная.

В мировой практике иногда используются свои методы и виды стоимости. Рыночная стоимость получается после того, как используются методы оценки, ориентированы на положение объекта оценки на рынке. И покупатель, и продавец используют свой подход к оценке. Также каждый подход учитывает изменчивость рынка. Данные в таком случае предоставляются для покупателя и продавца в равном количестве. Бывает и так, что рыночный подход в оценке стоимости дает отрицательную стоимость. Такое случается, когда объект исследования старый, и его демонтаж принесет дополнительные затраты. Практика доказывает, что рыночный подход к стоимости наиболее адекватен. Тем не менее, некоторые части предприятия не могут давать реальную информацию. В подобных ситуациях рыночный подход к стоимости используются частично, например, при продаже на закрытом рынке.

Нормативный подход к стоимости использует методы, которые устанавливаются в государственном порядке. Так как нормативный и рыночный подход отличаются между собой, то отличаются и результаты. Нормативный метод постоянно обновляет шкалы, что сильно приближает его результаты к рыночной стоимости. Разнится и подход к стоимости замещения, и стоимости повторного строительства. Стоимость замещения представляет собой все затраты, которые идут на создание объекта, аналогичного объекту оценки. При этом используют рыночные цены с учетом постоянного износа. Говорится о таком объекте, который обладает теми же характеристиками, что и объект оценки. Стоимость повторного строительства представляет собой все затраты на создание объекта, полностью копирующего объект оценки. Этот подход более четко показывает стоимость объекта.

Подход к стоимости при существующем использовании устанавливает цену бизнеса при существующей цели эксплуатации. При этом подход исследует объект оценки в строю. Ликвидационный подход ориентирован на оценку стоимости объекта, который будут продавать быстрее, чем обычно это происходит на рынке. Такая стоимость полезна для аукционов. Инвестиционная стоимость направлена на методы определения доходности для конкретных лиц. Инвестиционная стоимость более детально отражает цену бизнеса. Такой показатель используют тогда, когда нужно провести реорганизацию или дополнительное инвестирование.

Полезность

Высокую пользу применения подобных методов сложно переоценить. Управленческий персонал и инвесторы не могут принимать верные решения без адекватной информации. Боле того, как определить эффективность функционирования предприятия без анализа его рыночной стоимости? Сегодня не зря все мировые биржи ориентируются на цену акций. Именно такая цена ярко отражает всю суть предприятия. Если оно функционирует убыточно, то цена акций падает. Если управление принимает адекватные меры и развивает предприятие, то стоимость акций неизбежно растет. Сложно представить, но подобные методы можно применять для оценки и небольших бизнесов. Это отлично поможет в определении дальнейшей их судьбы.

Часто начинающие предприниматели игнорируют все методики, потому что в них трудно разобраться неосведомленному лицу. Но это только отговорки, которые прикрывают банальную лень. На самом деле очень важно использовать все инструменты для прогноза развития своего, пусть и небольшого предприятия. Такое отношение поможет удержаться на волнах экономики и существенно повысить свои прибыли. Детальная проработка всех моментов бизнеса позволяет не стать банкротом уже в первый год своей работы. Что дает планирование? Планирование позволяет предсказывать не только свое будущее поведение на определенном отрезке времени, но и результаты. Если тщательно составлять прогнозы и следовать им, то получится избежать многих неприятностей, которые сопутствуют небольшим предприятиям.

Не зря экономисты разрабатывают подобную методику, так как она позволяет ответить на вопросы:

  • Хорошо ли работает предприятие;
  • Что нужно сделать, чтобы улучшить его работу;
  • Сколько можно выручить с продажи;
  • Как вести себя дальше.

Таким образом, предприниматель получает для себя точные ответы, которые не вынуждают его действовать вслепую. Аналитика базируется на точных данных, которые соответствуют определенному моменту времени. Конечно, для успешного применения подобной методики требуется проводить регулярные исследования. Но только такие действия могут дать самый эффективный контроль над ситуацией. Больше не придется уповать на милость рыночных сил, предприниматель становится хозяином своей судьбы. Так что не стоит лениться погружаться в книги по аналитике и привлекать профессионалов к своему делу. Да, это повлечет определенные издержки, но предприятие выйдет на новый уровень, который понесет его за новые горизонты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *