Акции Аэрофлота сегодня и завтра

aktsii-aeroflota-segodnya-i-zavtraМы продолжаем сегодня обозревать тенденции ценных бумаг российских компаний. Пытливый инвестор спросит: зачем мне нужны убыточные акции, которые не принесут мне никакой прибыли? Пусть лучше я разберусь, какие акции сегодня котируются в положительную сторону и ограничусь их выбором. Такой подход неправильный. Если человек хочет знать, что на самом деле происходит в экономике, и чего ожидать от рынка завтра, он должен владеть всей информацией о динамике ценных бумаг.

Более того, зная прошлое и настоящее крупных игроков Российской Федерации, инвестор может делать достоверные прогнозы не только о том, как изменится стоимость ценных бумаг завтра, но и том, что вообще будет в России. Поэтому в данной статье мы обсудим акции Аэрофлота – одной из самых крупных и значимых русских компаний. Чтобы определить, какие прогнозы дает компания Аэрофлот на стоимость акций, нужно обратиться к истории данной организации и её текущему состоянию.

Немного истории

Аэрофлот – это одна из самых старых компаний в мире, так как она ведет свою деятельность с 1923 года. Первыми самолетами тогда были голландские Фоккеры, которые перевозили пассажиров по маршруту Москва – Нижний Новгород. Интересно, что организация носила тогда название Добролет и являлась акционерным обществом. Причем прибыли от продажи акций данной компании шли на постройку новых самолетов. С 1935 года Аэрофлот стал пользоваться самолетами только отечественного производства, к сожалению, такая практика закончилась в 90х годах. В 1932 году на базе Добролета была образована компания Аэрофлот, которая всего через 15 лет стала самой крупной в мире. Первое место принадлежало ей до 1991 года. В 1976 году Аэрофлот перевез 100 миллионов пассажиров, что не могла сделать ни одна аналогичная фирма в мире.

Аэрофлот перевозил не только пассажиров, также в его функции входили перевозки многих уникальных грузов и работа на сельскохозяйственных территориях страны. В 1983 году после катастрофы над воздушным пространством СССР корейского Боинга самолетам Аэрофлота было запрещено появляться на территории США до 1986 года.

90е годы не прошли бесследно для самой крупной авиакомпании в мире: она распалась на 300 отдельных подразделений, которые стали в свою очередь новыми компаниями. Некоторые из них были такими маленькими, что состояли из 1 или 2 самолетов. В 1992 году компания вступает в современный этап истории. Тогда она начинает эксплуатировать уже самолеты импортного производства. В 1994 году Аэрофлот стал акционерным обществом, после чего произошла частичная приватизация. При этом 51% акций так и осталось у государства. Шло время, и мелкие компании прекращали свое существование, поэтому Аэрофлот плавно распространился с работы на международных линиях ещё и на внутренние.

Работа в современной России

aktsii-aeroflota-segodnya-i-zavtraС 2000 года началась активная смена бренда, тем не менее, серп и молот в символике оставили. Начала происходить большая модернизация самолетов через закупку импортных моделей. В планах было захватить большую долю внутренних перевозок, выгнав из этого сегмента компанию S7. Пытались приобрести и 39% акций итальянского перевозчика, но он в последний момент повысил стоимость ценных бумаг, так что сделка сорвалась. В связи с катастрофой рейса компании Норд в 2008, было прекращено с ней сотрудничество.

В 2009 году зятя Бориса Ельцина на посту генерального директора компании сменил энергичный бизнесмен Виталий Васильев, который снял с рейсов все русские лайнеры, поэтому сегодня в основном летают импортные самолеты. В этом же году банкротится ещё одна дочерняя компания.

В 2010 году было принято решение о присоединении всех государственных компаний к былому гиганту. В настоящее время Аэрофлот пытается запускать новых перевозчиков, которые предлагают клиентам пониженные цены на перелеты.

Криминальные скандалы

В 2008 году прогремело решение по уголовному делу, которое было возбуждено в отношении Бориса Березовского, умудрившегося похитить с менеджерами Аэрофлота во второй половине 90х годов 252 миллиона долларов. Суд постановил Березовскому вернуть 6 миллионов долларов компании в счет морального ущерба. Тем не менее, данное решение ещё оспаривалось, и Швейцарский суд постановил Березовскому заплатить 52 миллиона долларов. Но в тюрьму так никто и не сел, потому что была проведена амнистия за давность дела.

Собственность и показатели деятельности

В 2013 году компания заработала около 7,3 миллиардов рублей. При этом было перевезено 20,9 миллион клиентов. Компания принадлежит следующим владельцам:

  • Государство – 51%;
  • Юридические лица – 42%;
  • Физические лица – 7%.

Основные самолеты (около 150 штук) работают только по направлению пассажирских перевозок, так как грузовые рейсы компания признала убыточными. Интересны данные о перевезенных пассажирах:

  • 1976 год – 100 миллионов;
  • 1989 год – 130 миллионов;
  • 1990 год – 137 миллионов;
  • 2001 год – 5,8 миллионов;
  • 2002 год – 5,4 миллионов;
  • 2003 год – 5,8 миллионов;
  • 2004 год – 6,8 миллионов;
  • 2005 год – 6,7 миллионов;
  • 2006 год – 7,3 миллионов;
  • 2007 год – 8,1 миллионов;
  • 2008 год – 9,3 миллионов;
  • 2009 год – 8,8 миллионов;
  • 2010 год – 11,3 миллионов;
  • 2011 год – 14,1 миллионов;
  • 2012 год – 17,5 миллионов;
  • 2013 год – 20,9 миллионов.

Сегодня Аэрофлот занимает 45% российского рынка по перевозке пассажиров. Объемы перевозок растут, так как компания активно покупает многих перевозчиков. В 2013 году чистая прибыль поднялась на 16% по сравнению с 2012 годом.

С чего же зарабатывает компания

Как видно из финансовых показателей, прибыль компании пока весьма небольшая. Откуда же берутся положительные цифры? Всё дело в том, что Аэрофлот собирает с иностранных перевозчиков такие интереснее взносы, как пролетные платежи. В 2008 году их общая сумма составила около 315 миллионов долларов. Если учесть, что в 2012 году компания заработала 166 миллионов долларов, а собрала пролетных платежей на 200 миллионов долларов, то это иногда больше, чем половина прибыли. Если бы не данные взносы, то организация работала бы в минус в период с 2002 по 2008 годы. Тем не менее, руководство заявляет о возможности самостоятельного развития ввиду постоянного роста объема перевозок.

Динамика акций

Как же меняется стоимость ценных бумаг компании с такой сложной и великой историей? Да ничего удивительного, стоимость акций падает. Это процесс планомерный, но он отражает отношение инвесторов к данной организации. Обратимся к графику и увидим, что на протяжении с 2000 года шел хороший и уверенный рост. Это было связано:

  • Со сменой имиджа компании;
  • С переходом на новые самолеты;
  • С ростом пассажиропотока.

Но в 2008 году уголовное дело Березовского и кризис подкосили акции, они упали с отметки в 106 рублей до уровня в 27. В период с 2009 года по 2011 наблюдалось некоторое восстановление до 83 рублей: сменился генеральный директор, был взят курс на прибыльность и эффективность работы. Но приобретения Аэрофлота снизили годовую прибыль компании, что привело акции к отметке в 40 рублей к 2013 году. За последние полтора года акции увеличились в стоимости больше чем в 4 раза. В 2017 году акции Аэрофлота стоят 200 руб.

Далее рост пассажиропотока пророчил компании неплохое будущее. Тем не менее, перевод части пролетных платежей в Госкорпорацию по организации воздушного движения в конце 2013 года нанес организации большой удар, сваливший акции до 37 рублей. Тем не менее, этот уровень больше, чем в 2009 году. Мы отмечали ранее, что эти взносы образуют существенную часть доходов Аэрофлота. Но по какой-то причине Аэрофлот передал только 15% платежей государству вместо 70% положенных. Теперь они идут напрямую в государственную корпорацию, что лишает Аэрофлот значительной доли прибыли.

Будущее акций данной компании неопределенно. По всему видно, что долгие годы с 1991 она являлась гигантской системой похищения денег чиновниками. Трудно представить объемы взяток, грабежей и воровства, которые довели великого перевозчика с оборота в 130 миллионов пассажиров в год до жалких 6 миллионов. Сегодня компания только учится жить самостоятельно без дотаций от иностранных фирм. Да, объем пассажиров неуклонно растет, но авиа перелеты – это сложный бизнес, который чрезвычайно долго выходит на уровень безубыточности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *